Скоро пойдет снег - [21]

Я проснулась рано, едва рассвело. В горах стоял туман, шел мелкий дождик. Я натянула на рюкзак непромокаемый чехол, взяла плащ и вышла. Никого не было видно. Я шла по обочине, и редкие машины опасливо притормаживали, словно я животное, которого не хочется пугать шумом мотора. Кожей лица я ощущала прохладу и влажность воздуха. Я проходила мимо тихих деревень, мимо домов с небольшими садиками и огородами. Урожай сушился в корзинах под навесами. Пустая железнодорожная платформа, мост, плотина, через которую шла вода, неизвестно откуда берущаяся, холодная и черная, а на камнях – с клочьями белой пены. В рюкзаке были еда и вода, и еще два огромных красных яблока, купленных накануне в продуктовом магазине. Меня окружали проселочные дороги и поля. Я миновала сарай, перед которым кто-то аккуратно сложил свежие бревна. Впереди я заметила на деревьях яркие плоды, а подойдя поближе, поняла, что это хурма. Те, что висели на ветках, выглядели твердыми, а на земле лежали поспевшие и осыпавшиеся. Я поискала на ветках те, что уже почти дошли, собрала немного, и дальше шла, неторопливо объедая вяжущую мякоть. Думала о том, как бы вел себя Лори, будь он сейчас со мной, о чем бы он говорил, на что смотрел. В одиночестве мне плохо думалось. Вспомнила его имейл. Лори писал, что придумал, как сделать полку у меня в кабинете. На нее можно поставить цветочные горшки, и комната станет походить на маленькие джунгли.

Вскоре я сошла с дороги и пошла по тропе. В некоторых местах она походила на коридор, окруженный деревьями с обеих сторон. Они неторопливо покачивались под ветром, которого я не ощущала, высокие, призрачные. Земля пахла холодной тиной, как дно колодца. Тропа круто забирала вверх, встречались очень грязные места. Я миновала два небольших водопада. Их шум почти не отличался от шелеста дождя. Вода, струившаяся по камням, казалась белой, как соль. Я совсем ни о чем не думала. На камне у моих ног сидел крохотный лягушонок, очень похожий на простой осенний листочек. А тропа все поднималась. Иногда в распадках мелькали деревни, на открытых местах становились видны горы. Я то исчезала в лесу, то выныривала из него, словно персонаж из книги. На высоком холме стоял большой дом. Возле дома сидела собака, по масти нечто среднее между лисой и койотом, с хвостом, загнутым на спину, и внимательно наблюдала за мной. Я думала о матери и о том, как однажды, в будущем, войду с сестрой в ее квартиру, где я никогда не бывала, чтобы перебрать и упаковать пожитки. Я думала о том, что там найду – личные вещи, украшения, фотоальбомы и письма, – все будет говорить о правильно организованной жизни: подшитые счета и квитанции, номера телефонов, адресная книга, руководство к стиральной машине и сушилке. В ванной найдутся наполовину использованные стеклянные флакончики с остатками духов, баночки с кремами – признаки ежедневных ритуалов, совершаемых наедине. Я знала, что сестра предложит сложить вещи кучками: то, что может пригодиться, то, что можно раздать, и прочее, предназначенное на выброс. Я, наверное, соглашусь, хотя и знаю, что не оставлю ничего, поскольку не сентиментальна и все это мне не нужно.

Днем я нашла место для привала, достала газовую походную плитку, присоединила баллон цвета скорой помощи, зажгла горелку и поставила сверху легкий алюминиевый котелок. Открыла бутылку с водой, налила в ковшик. Скоро над кипящей водой поднялся парок. Странно было видеть его среди непрекращающегося дождя. Пока я шла, мне было тепло, теперь свитер стал волглым, волосы отсырели. Перед приездом в секонд-хенде я купила плащ, но он оказался явно не рассчитан на постоянный дождь. Вообще это была скорее ветровка, тонкая, вполне промокаемая, да еще шов на плече немного разъехался. Я решила, что это не важно. Дождь, как мне казалось, ослабел. Я выпила чай и съела два рисовых шарика, приятно удивившие своим вкусом, и неожиданно почувствовала себя голодной. Тогда я съела крекеры и одно яблоко. Встала, попробовала так пристроить лямки рюкзака, чтобы они сдерживали расползающийся шов на плече.

К концу нашего визита к отцу Лори мы поехали к озеру в кратере, взяли напрокат пару байдарок и спустили их на воду. Помню, день стоял тихий, озеро напоминало стакан с водой. Некогда метеорит вырыл очень глубокую яму. Деревья росли прямо у кромки воды, а глубина начиналась у самого берега; и все озеро казалось искусственным и жутковатым. И тогда тоже шел дождь. Я неторопливо работала веслом и следила за байдаркой Лори. От носа его суденышка расходились по спокойной воде «усы», рисуя четкую букву V. Я снова подумала о том, что никто не знает, какова на самом деле глубина озера, и я почему-то все время возвращалась к этой мысли. Из-за дождя другой берег был почти неразличим, и мы плыли все дальше и дальше, словно во сне.

Лори рассказал мне, как они с братом отправились в путешествие на байдарках, только не здесь, а на большой реке. Собирались они на несколько дней и тщательно подбирали снаряжение и провизию, распределяя вес между байдарками. Первые пороги они прошли удачно. Лори до сих пор помнил ту восхитительную легкость, с которой тело реагирует на неожиданные повороты; мысль работает быстро, мозг мгновенно просчитывает ситуацию, учитывая углы наклона, высоту бурунов и все прочие необходимые параметры. Пока он упивался этим ощущением, вода вдруг накрыла его с головой. Они вышли на вторые пороги, а он их не заметил, смакуя свои ощущения. Здесь уже некогда было задумываться. Он помнил, как вода неожиданно оказалась вокруг, но никакой паники не испытал, думая только о том, что надо подождать и оценить ситуацию. Вода схлынула так же быстро, как налетела, байдарка выпрямилась, и его брат оказался рядом с ним. Лори откашлялся, отплевался, вдохнул несколько раз нормальный воздух, а не воду, и поплыл дальше. Потом выяснилось, что ни тот, ни другой не придали значения происшествию, хотя выражение лица брата, которое осталось у Лори в памяти, когда он вынырнул из-под воды, говорило о совершенно противоположном. За всю оставшуюся часть путешествия они ни разу не вспоминали об этом. Я тогда высказала предположение, может быть, это потому, что случай был слишком опасным и думать о возможных последствиях просто не хотелось, но Лори возразил, что, скорее всего, все было наоборот. Они оба знали, что раз все обошлось, надо плыть дальше, другого выбора просто не было. Им предстояло пройти еще немало порогов, и невнимательность в начале ничего не меняла. Я помню, как тогда подумала о рисунке Лори и скульптурном портрете в мастерской его отца, и мне показалось, что круг почти замкнулся. Гипсовое лицо того человека напомнило мне обрыв возле водопада или озеро, замкнутое в кольцо кратера. Оно казалось нерукотворным. Скорее оно было похоже скалу вдалеке: дожди, ветер и время трудились над ее удивительным обликом, ее пологие сглаженные грани и тени удивительным образом напоминали лицо из мастерской, и красоту ему придавала именно природность происхождения. Скала становилась и результатом работы стихийных сил, и символом.

Дешевка

Признанная королева мира моды — главный редактор журнала «Глянец» и симпатичная дама за сорок Имоджин Тейт возвращается на работу после долгой болезни. Но ее престол занят, а прославленный журнал превратился в приложение к сайту, которым заправляет юная Ева Мортон — бывшая помощница Имоджин, а ныне амбициозная выпускница Гарварда. Самоуверенная, тщеславная и жесткая, она превращает редакцию в конвейер по производству «контента». В этом мире для Имоджин, кажется, нет места, но «седовласка» сдаваться без борьбы не намерена! Стильный и ироничный роман, написанный профессионалами мира моды и журналистики, завоевал признание во многих странах.

Вторая березовая аллея

Аврора. – 1996. – № 11 – 12. – C. 34 – 42.

Антиваксеры, или День вакцинации

Россия, наши дни. С началом пандемии в тихом провинциальном Шахтинске создается партия антиваксеров, которая завладевает умами горожан и успешно противостоит массовой вакцинации. Но главный редактор местной газеты Бабушкин придумывает, как переломить ситуацию, и антиваксеры стремительно начинают терять свое влияние. В ответ руководство партии решает отомстить редактору, и он погибает в ходе операции отмщения. А оказавшийся случайно в центре событий незадачливый убийца Бабушкина, безработный пьяница Олег Кузнецов, тоже должен умереть.

Шесть граней жизни. Повесть о чутком доме и о природе, полной множества языков

Ремонт загородного домика, купленного автором для семейного отдыха на природе, становится сюжетной канвой для прекрасно написанного эссе о природе и наших отношениях с ней. На прилегающем участке, а также в стенах, полу и потолке старого коттеджа рассказчица встречает множество животных: пчел, муравьев, лис, белок, дроздов, барсуков и многих других – всех тех, для кого это место является домом. Эти встречи заставляют автора задуматься о роли животных в нашем мире. Нина Бёртон, поэтесса и писатель, лауреат Августовской премии 2016 года за лучшее нон-фикшен-произведение, сплетает в едином повествовании научные факты и личные наблюдения, чтобы заставить читателей увидеть жизнь в ее многочисленных проявлениях. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

От прощания до встречи

В книгу вошли повести и рассказы о Великой Отечественной войне, о том, как сложились судьбы героев в мирное время. Автор рассказывает о битве под Москвой, обороне Таллина, о боях на Карельском перешейке.