Выше Эвереста - [36]

24 мая в 10 часов 45 минут третья штурмовая группа поднялась на вершину и спустилась в последний лагерь в 4 часа 15 минут. Вохре удалось сделать на вершине снимки кинокамерой. У этой группы тоже не все обстояло благополучно. На обратном пути у Вохры иссякли запасы кислорода. Они провели беспокойную ночь в последнем лагере в тщетных попытках как-то согреться. На следующий день Вохра и Анг Ками спустились на Южное седло. Там их встретила вспомогательная группа, после чего они отправились в базовый лагерь.

Согласно плану четвертая штурмовая группа должна была совершить восхождение 26 мая, но по рации нас уведомили о предстоящем ухудшении погоды. Поднялся сильный ветер. Принимая во внимание прогноз погоды, день восхождения для четвертой группы перенесли на 29 мая. Положение с запасами кислорода оставалось напряженным. В нашем распоряжении было только двадцать пять баллонов, то есть минимум, необходимый для восхождения.

Конечно, детальный рассказ о том, как мы готовились к восхождению и штурмовали Эверест, далеко не исчерпывает всего, что мы пережили, всех трудностей волнений и приключений. В следующей главе я подробно расскажу о моих незабываемых переживаниях во время восхождения и об опасностях, подстерегавших нас на каждом шагу, трудностях и, наконец, о чувствах, охвативших меня, когда я уже стоял на вершине.

МЫ ШТУРМУЕМ ВЕРШИНУ

История человеческих достижений знает немало примеров, когда успех приходилось буквально вырывать из цепких рук злой судьбы. Я возвращаюсь к событиям последних дней нашего восхождения и не могу понять, как произошло чудо, когда неминуемое поражение обернулось победой. Что это — судьба, божественное провидение или же просто человеческая настойчивость, приведшая нас к цели?

Утро 25 мая было ясное, но холодное. Мороз приводил нас в уныние. Вскоре появился Дорджи — он принес нам горячий чай и заявил:

— Сахиб, на Лагерь 3 упала большая лавина!

Забыв о чае, Мохан и я выскочили из палатки. Нашему взору предстало страшное зрелище. Лагерь с цветными палатками (к счастью, в тот момент в нем не оказалось людей) был полностью уничтожен и засыпан снегом. Хотя обошлось без человеческих жертв, мы потеряли нечто исключительно ценное. Аккуратно сложенные в лагере баллоны со спасительным кислородом похоронены под лавиной, а с ними и надежды на восхождение нашей группы на вершину. У руководителя экспедиции не оставалось иного выхода, как отменить штурм, который без кислорода был бы обречен на неудачу.

— Может, поищем баллоны? — предложили мы.

Подобные поиски явно безнадежны и бессмысленны, ибо трудно представить, как найти несколько баллонов под огромной горой снега.

— Если уж вы так настаиваете, то попробуйте, — посоветовал Мохан.

Он дал нам в помощь четырех шерпов. Непальский офицер связи при экспедиции Рана также согласился участвовать в поисках.

Часа через два мы добрались до места катастрофы, но от лагеря не осталось и следа, лишь белая пустыня, и все было погребено под снегом. Из-под толстого белого «одеяла» торчали лишь черные скалы стены Лхоцзе. Ледяные порывы ветра с Южного седла били в лицо. Не тратя времени даром, мы стали расчищать снег в надежде, что найдем если не все снаряжение, то хотя бы несколько кислородных баллонов.

Мы продолжали копать, но никаких признаков снаряжения и баллонов не обнаруживали. Работать становилось все труднее. И тело, и разум напрягались в стремлении преодолеть усталость и мороз, подчинить себе время. К середине дня, после шести часов работы, я почувствовал, что выбился из сил, и ужаснулся этому. Шерпы тоже приуныли. Мы молча посматривали друг на друга и продолжали рыть снег. Минуты казались годами, но и реальное время — неумолимый враг — было на исходе. В тот критический момент я снова взглянул на шерпов — они молились. Я тоже готов был молить бога о помощи!

Неожиданно мой ледоруб уперся в кислородный баллон. Бог услышал наши молитвы, и чудо придало сил. Несколько ударов — и мы наткнулись еще на один баллон. Какое счастье! Мы улыбались друг другу и копали с утроенной энергией. Нам удалось отрыть все баллоны, погребенные под лавиной. Большинство альпинистов скажет, что нам на редкость повезло. Именно тогда я почувствовал, как крепнет моя решимость дойти до вершины.

Многие знаменитые альпинисты, в том числе Шеклтон, признавались, что при покорении таких негостеприимных районов земли они ощущали присутствие какой-то таинственной силы.

— Все время, когда я поднимался в одиночку, вспоминал Смайс, — я чувствовал, что кто-то идет рядом со мной. Мне казалось, что достаточно поскользнуться, как этот спутник с веревкой в руках, находящийся надо мной, поддержит меня. Когда я добрался до выступа, то решил подкрепиться и поесть. У меня была лишь мятная плитка. Вынув ее из кармана и тщательно разделив на две части, я предложил моему «спутнику» его долю.

Тяжелейшие испытания во время восхождений иногда вызывают у альпинистов странные нарушения стороны психики[37]. Смайс вспоминал еще один эпизод.

— Я возвращался в Лагерь 6, и когда случайно взглянул наверх, то увидел в голубом небе два каких-то темных объекта. По форме они напоминали привязные аэростаты, но у одного из них были короткие толстые крылья. Они парили бесшумно и, казалось пульсировали, словно дышали. Я был ошеломлен и стал с большим интересом наблюдать за ними. Мне показалось, что мой мозг четко работал, но, чтобы проверить себя, я отвернулся. Вслед за моим взглядом объекты не переместились, и, когда я снова повернул голову, они были все на том же месте. Я снова отвел взгляд и сторону и в порядке психологического теста стал перечислять в уме названия видимых мною элементов ландшафта. Когда я повернул голову, объекты все еще виднелись. Минуты через две туман закрыл северо-восточное плечо Эвереста, над которым они парили. Туман сгущался, и объекты постепенно исчезали в нем, а затем скрылись совсем. Через несколько минут ветер разогнал туман, но предметы исчезли так же таинственно, как и появились. Если это был оптический обман, то довольно странный. Вполне возможно, что из-за усталости что-то очень простое и объяснимое казалось увеличенным во много раз. Вот все, что я могу сказать по этому поводу.

Русские на Эвересте. Хроника восхождения

Предлагаемая читателю книга журналиста Дмитрия Мещанинова – захватывающий и правдивый рассказ о штурме Эвереста первой советской гималайской экспедицией по новому, труднейшему из всех пройденных путей к вершине: по контрфорсу юго-западной стены. Автор сам побывал в Гималаях, прошел по тропе, ведущей к подножию величайшего горного гиганта.

Вокруг только лед

Ледяные поля, их обломки, торосы, айсберги… Своеобразное ожерелье шириною до нескольких сот километров, окружающее Антарктиду. В период короткого южнополярного лета здесь ведут исследования экспедиционные суда под флагами многих стран. Изучение жизни этого ледяного ожерелья, дрейф морских льдов, их строение, влияние айсбергов на ледовый режим антарктических морей, условия проведения грузовых операций у побережья Антарктиды при ежегодной смене персонала зимовочных станций – забота океанологов, работающих в составе Советской антарктической экспедиции.

Выиграть жизнь

Приглашаем наших читателей в увлекательный мир путешествий, инициации, тайн, в загадочную страну приключений, где вашими спутниками будут древние знания и современные открытия. Виталий Сундаков – первый иностранец, прошедший посвящение "Выиграть жизнь" в племени уичолей и ставший "внуком" вождя Дона Аполонио Карильо. прототипа Дона Хуана. Автор книги раскрывает как очевидец и посвященный то. о чем Кастанеда лишь догадывался, синтезируя как этнолог и исследователь древние обряды п ритуалы в жизни современных индейских племен.

Белая женщина среди чёрных масаи

Повесть основана на реальных событиях из жизни автора. Совершенно непредсказуемые происшествия в африканском племени лесных масаи, сопряжённые с опасным риском и трудностями, погружают читателя в череду приключений, заставляя сопереживать женщине, слегка авантюристке, но с открытой душой идущей в одиночку по миру. Испытать себя в экстремальных условиях жизни кочевого народа и обрести друзей среди масаи – было мечтой, а стало явью.

Девушка с веслом

Эта книга – о «традиционных» водных походах автора, от неумелой попытки на старой байдарке до суровых «шестёрок». Но это не надоевшие всем отчёты, а короткие рассказы о необычных и порой опасных для жизни приключениях. Название книге дала повесть «Девушка с веслом» об очередной гонке за поездом – автостопом из Москвы на Катунь, с катамаранным веслом, личным снаряжением и раскладкой на две недели, но без документов; почему в этот раз группу догнать не удалось и что из этого вышло. Также в книге содержатся забавные рассказы о работе промышленным альпинистом и совсем не забавный рассказ о туристской дружбе.

«Красин» во льдах

Средиземноморье глазами востоковеда

Очерки советского историка-арабиста написаны на основе впечатлений от поездки по Средиземному морю в октябре 1977 г., во время которой автор побывал в Стамбуле, на Кипре, Крите, Мальте, Сицилии и Корсике, а также в некоторых городах Италии и Греции. Главное внимание уделяется современному облику и повседневной жизни Стамбула, Кипра и Мальты, а также историческим, культурным и демографическим связям с Востоком островов Средиземноморья. В книге освещаются особенности контактов жителей южной Европы с Востоком, роль некоторых групп средиземноморских европейцев в арабских странах, обосновывается оценка Средиземноморья как древнего района сближения пародов Европы и Востока.

От руин Карфагена до вершин Атласа

Автор книги, известный советский арабист, повествует о своих впечатлениях от посещения арабских стран Магриба — Алжира, Марокко и Туниса. Рассказы о различных сторонах сегодняшней жизни, быта и культуры народов этих стран сочетаются с экскурсами в их историю. Специальное внимание автор уделяет воздействию на страны Магриба общеарабской специфики, культурных традиций средиземноморского региона.

Путешествие вокруг света

Автор — выдающийся немецкий писатель и естествоиспытатель — рассказывает о кругосветном плавании на борту русского брига «Рюрик» (1815–1818) под командованием капитана О. Коцебу. В своих путевых заметках он подробно описывает нравы и обычаи коренных жителей островов Тихого океана, рассказывает о встречах на Камчатке, Аляске, Алеутских, Сандвичевых и других островах. В яркой художественной форме он рисует картины повседневной жизни экспедиции, героическую борьбу с трудностями ее участников.

Там, где цветет Ситхмой

Автор книги — журналист-международник — рассказывает на основе личных встреч, впечатлений и материалов бирманской прессы о жизни, культуре, традициях и обычаях народов сегодняшней Бирмы. Очерки о людях, городах Бирмы, ее исторических памятниках содержат малоизвестные сведения, интересные для советского читателя.