Белый эскимос - [44]

17 августа мы уже снова были на нашем прежнем стойбище в Малеруалике. Я присаживаюсь у входа в палатку и курю одну трубку за другой в благоговейном молчании. Как прекрасно снова увидеть море, переливающееся многообразными цветами и настроениями! Лед уже сошел, и на гладкой, светящейся, словно расплавленный свинец, поверхности пролива Симпсона стоит тишь да гладь; на фоне горящего яркими красками вечернего неба черными точками прорисовываются контуры многочисленных мелких островов.

Сразу же по прибытии мы расставили на реке сети. Уже было собрались спать, как на пороге появилась Арнарулук, неся в руках две жирные форели, которых мы тут же положили в котел. Выйдя на свежий воздух, мы приготовили форель на костре. В палатку возвращаться не хотелось. Это был один из тех вечеров, которые остаются в памяти навсегда. И чтобы сделать его полностью незабываемым, внезапно из темноты с гребня холма перед палаткой спускаются девять белых олених, возглавляемых дюжим быком. Завидев их, собаки заливаются оглушительным лаем.

Воссоединение

На следующий день мы с Арнарулук приступаем к раскопкам руин, но 25 августа с северо-запада приходит буря и первый снегопад. Земля уже покрылась настом, а мелкие озерца – ледяной коркой. Однако к этому времени удалось раскопать около дюжины руин хижин, а также раздобыть материалы, необходимые для оценки обнаруженной новой культуры. В двери неотвратимо стучится осень, и время, оставшееся перед походом на запад, мне хотелось бы посвятить записям рассказов старейшин, поэтому мы с Арнарулук принимаемся за постройку каменного дома по северогренландскому образцу, принятому на мысе Йорк.

3 сентября, наконец, настала погода, о которой мы так мечтали в последние месяцы: легкий морозец с приятным солнцем и ясным небом при слабом западном ветерке. Такие дни здесь настолько редки, что устоять перед их прелестью совершенно невозможно. Вот и мы решили подняться на вершину расположенного в нескольких часах езды от нашей палатки горного хребта и, пересидев там неделю, запастись топливом до наступления снегопада. Там, наверху, в некоторых местах можно обнаружить кассию, и если мы ею разживемся, то Арнарулук не придется больше тратить по нескольку часов в день на сборы топлива для готовки. Мы уже приготовились было отправиться в путь, как вдруг появился Мужичок с несколькими моими собаками, нагруженными мясом. Едва он успел разгрузиться и привязать собак, как мимо нашего лагеря внезапно проскакало стадо оленей: Мужичок тут же помчался вслед за ними, и поход пришлось отложить. Наступил полдень, а мы с Арнарулук все еще сидели возле палатки, слегка разочарованные тем, что в дорогу так и не отправились. Вот мы и сидели, глядя на воду, как вдруг Арнарулук воскликнула срывающимся от волнения голосом:

– Я-то думала, что начался прилив, а теперь мне видится там трещина, которая мне совершенно незнакома. Посмотри-ка! Она движется!

Она указывает на плоский мыс к западу от острова Эта, и теперь мы ясно видим, что оттуда к нам подплывает небольшое каноэ. В этих краях лодки используются только в пресноводных озерах, поэтому на море вы их никогда не увидите. В каноэ сидели двое, ими могли быть только Гага и его спутник. Мы ожидали их с середины июня, выглядывая каждый день, а теперь, когда они предстали перед нами, у нас словно сердце остановилось.

Разглядев их в бинокль, мы тотчас узнали: это действительно были они! Через час наши товарищи добрались до нас. Задолго до того, как они пристали к берегу, мы ринулись им навстречу, радуясь, что видим их живыми и здоровыми, в предвкушении будущих гостинцев, в которых мы так нуждались. К сожалению, радость нашу омрачило разочарование, потому что первым выкриком Гаги было: «Ни патронов, ни табака, ни чая, ни кофе, ни сахара, ни муки! И все же… – добавил он со смехом: – Мы целы и невредимы, что уже само по себе большая удача, на которую не всегда можно было бы надеяться!»

Наткнувшись на гальку, каноэ заскрипело, Гага выскочил на сушу, и мы сжали друг друга в объятиях. Он тут же отрапортовал о событиях: в конце мая, покинув остров Кинг-Вильям, они столкнулись с таким количеством торосов вдоль побережья материка, что им пришлось пройти через остров Линдса рядом с островом Виктория, и оттуда перейти к мысу Белого Медведя на южном побережье залива Куин-Мод. Оба раза на пути к острову Мелборн их встретили враждебно настроенные китлинермиут. Сначала показывались женщины, а мужчины поселка сидели в засаде, готовые в любую минуту напасть, только бы нашелся повод. Обычно Гага с товарищем без труда заводили новых друзей, но в нескольких неприятных стойбищах не рискнули даже переночевать. Чтобы их не застигли врасплох, обычно привязывали своих собак к шесту рядом с палаткой; таким образом, с какой бы стороны ни приблизился неприятель, собаки могли бы их всегда разбудить.

Коллекции в целости и сохранности передали представителю Гудзоновской компании на полуострове Кент, однако в этот сезон выдался такой обильный улов песца, что все товары в лавке были довольно быстро распроданы. Гага с товарищем смогли достать только немного патронов, ровно столько, чтобы хватило на обратный путь. Лед на реках, впадающих в залив Куин-Мод, вскрылся уже в начале июня, поэтому для поездки пришлось одолжить каноэ. Всех собак оставили у эскимосов неподалеку от реки Эллис, где пришлось провести месяц, пока не прошел лед, давая возможность проплыть вдоль берега. Повсюду по дороге попадалось множество дичи, и неподалеку от реки Эллис они увидели такое внушительное стадо, что для того чтобы его миновать, потребовалось трое суток. Раскинувшаяся вокруг них земля дышала жизнью и находилась в непрерывном движении. Летом, когда, наконец, можно было продолжить путь на лодке, ледники прибило так близко к берегу, что на хрупком каноэ удалось пробраться лишь ценой немалых усилий.

Еще от автора Кнут Расмуссен
Великий санный путь

Выдворение строптивого

Тайна исчезнувшей субмарины. Записки очевидца спасательной операции АПРК

В книге, написанной на документальной основе, рассказывается о судьбе российских подводных лодок, причина трагической гибели которых и до сегодняшних дней остается тайной.

Об Украине с открытым сердцем. Публицистические и путевые заметки

В своей книге Алла Валько рассказывает о путешествиях по Украине и размышляет о событиях в ней в 2014–2015 годах. В первой части книги автор вспоминает о потрясающем пребывании в Закарпатье в 2010–2011 годы, во второй делится с читателями размышлениями по поводу присоединения Крыма и военных действий на Юго-Востоке, в третьей рассказывает о своём увлекательном путешествии по четырём областям, связанным с именами дорогих ей людей, в четвёртой пишет о деятельности Бориса Немцова в последние два года его жизни в связи с ситуацией в братской стране, в пятой на основе открытых публикаций подводит некоторые итоги прошедших четырёх лет.

Генетическая душа

В этом сочинении я хочу предложить то, что не расходится с верой в существование души и не претит атеистическим воззрениям, которые хоть и являются такой же верой в её отсутствие, но основаны на определённых научных знаниях, а не слепом убеждении. Моя концепция позволяет не просто верить, а изучать душу на научной основе, тем самым максимально приблизиться к изучению бога, независимо от того, теист вы или атеист, ибо если мы созданы по образу и подобию, то, значит, наша душа близка по своему строению к душе бога.

В зоне риска. Интервью 2014-2020

Пережив самопогром 1990-х, наша страна вступила в эпоху информационных войн, продолжающихся по сей день. Прозаик, публицист, драматург и общественный деятель Юрий Поляков – один из немногих, кто честно пишет и высказывается о нашем времени. Не случайно третий сборник, включающий его интервью с 2014 по 2020 гг., носит название «В зоне риска». Именно в зоне риска оказались ныне российское общество и сам институт государственности. Автор уверен: если власть не озаботится ликвидацией чудовищного социального перекоса, то кризис неизбежен.

Разведке сродни

Автор, около 40 лет проработавший собственным корреспондентом центральных газет — «Комсомольской правды», «Советской России», — в публицистических очерках раскрывает роль журналистов, прессы в перестройке общественного мнения и экономики.